Что кроется за дивным кельтским словом «Sam-hain»? Протяните долгие m и n, прошелестите ssss и легко выдохните h. Это шёпот-прощание с годом, подобный звуку обрывающейся струны, тихое и прекрасное смирение с неизменным концом к которому мы идём целый год.
Ночь Духов отличается от всякой прочей ночи тем, за ней "не приходит" день. Эта Ночь, когда истекает последняя капля времени. Во время ее празднования наши лица и мысли обращаются в сторону запада, а сами мы погружаемся в почти двухмесячную тишину, которая окончится только когда заалеет рассветом восток нового дня на Йоль.
продолжениеНаступающее время – удивительная возможность обратиться к самому себе, подвести итоги, освободиться от бесхозного груза, который незаметно, но неизменно скапливается в будничной суете, причём, как материальный, так и ментальный, энергетический. Это время, когда мы слушаем тишину Другого Мира.
В Ночь Всех Духов мысли и чувства устремляются к далёким берегам – обители душ Предков. Именно в Самайн голоса становится слышны по другую сторону завесы времени, причём как в ту, так и в эту сторону. Если на ваше приглашение откликнулись, приветствуйте гостей, как и подобает радушным хозяевам (если вы боитесь тех, кого собираетесь вызывать, то нечего даже и думать о подобных ритуалах). Обращайтесь с ними почтительно, и это общение оставит только приятные воспоминания, обогатит полезным опытом.
Ночь Духов называют по-разному — Cамэйн, Самайн, Самхэйн. Реже - «кельтский новый год», ибо истинное значение это празднества далеко от привычных понятий светского календарного Нового года и посему, дабы не вышло разночтений, пускай он останется Самхайном.
Кельты ставила ночь и тьму прежде дня и света (как первоначальный хаос, из которого были рождены все прочие понятия). Именно по ночам, а не по дням они считали время (английское fortnight, обозначающее «две недели» – редуцированное fourteen nights), а дни от вечера к вечеру, а не от утра к утру.
По верованиям друидов, Смерть предшествует Рождению в Круговороте Жизни, а значит какой бы из этих праздников не ставился бы во главу, Самайн неизенно отображает сумрачную границу разделяющую мир живых в мир мёртвых. В ночь Самэйна Рогатый Бог засыпает в объятиях Богини и покидает этот мир, оставляя Мир в Тишине почти на два месяца. Мы оплакиваем Бога, ценя его дары, щедро розданные нам в этот год, его уроки. Стоит поблагодарить Богов за силу, которую они дали нам, чтобы прожить уходящий год. Это время не траур, это время внутреннего покоя, внутренней тишины. Только в этом состоянии можно приподнять завесу между мирами. Мы можем позвать тех, кто был нам дорог и покинул нас. Часто при приближении Самэйна нас самих начинают звать с той стороны. Мы ощущаем потребность вспоминать близких, тех, кого с нами нет. Мы остро тоскуем по своим собственным следам на пути прошлых воплощений и отправляемся в Ночь Самэйна в путешествия во времени, чтобы вспомнить самих себя.
Точная дата праздника в большинстве кельтских общин определяться ежегодно. Ночь Самэйна обычно попадает между 30 октября и 2 ноября и зависит от того, в какую именно ночь Солнце окажется в 10-м градусе Скорпиона.
Самхэйн отличается от того, что сейчас называют «Хэллоуином» и празднуют в клубах. Символика праздника такова, что если радость – то спокойная, если знание – то скрытое, если красота – то уникальная для этого времени.
Самэйн – время одиночества, в тёмные ночи мы пробираемся к скрытому в собственной душе, в своих тайниках. Это возможность разобраться в себе. Именно поэтому в неделю до и после праздника часто появляется ощущение новой освоенной ступени, инициации. Получается то, чего раньше не выходило, прежние умения становятся ещё точнее. В канун Самэйна приходит знание о лишнем, мы осознаём, что в нашей жизни – ненужное украшение, досадная помеха. Изжившие себя отношения, старые вещи, любая обуза – всё это, бережно хранимое когда-то, теперь нужно отпустить. Мы не просто испытываем потребность расстаться с этим, мы наконец можем это сделать – и в Ночь Духов разбрасываем камни без боли и сожалений.
В этот вечер даже обычная уборка приобретёт магическое значение – соберите весь хлам, копившийся годами и собиравший на себе пыль и ваше собственное раздражение, и избавьтесь от него. Выметите за ворота ваши обиды и не позволяйте более никому устраивать мусорные кучи на вашем пути, будь то самые настоящие кучи пыли или же кучи чужих проблем, аккуратно перегружаемые на ваши плечи.
Поэтому кроме ритуалов объединения и подведения итогов прошедшего года в Самэйн вспоминают своих родственников, тех, кто встретился на пути в этой и других жизнях. Вспоминают добрым словом, зажигают светильники и свечи в их честь, пьют их память и память их дел. Духов, почтивших собрание своим присутствием, приглашают к трапезе. Застолье на Самэйн сродни поминальной тризне:
- принято угощать всякого, кто по прихоти судьбы оказался рядом;
- по этой же причине на Самэйн не устраивают бурного веселья и фейерверков: это светские удовольствия, оставьте их для общественных мероприятий;
- Самэйн – тот праздник, когда не принято отказывать искренне просящему;
- на стол накрывают, ставя приборы для тех, кто покинул вас (семью или общину, компанию, ковен) в уходящем году;
Цвета Самэйна – огненно-рыжий, коричневый, чёрный – цвета магического огня, его безудержной, всеочищающей стихии. Эта ночь пропитана ароматом диких трав и треском сухих ветвей ночных костров наших далёких предков, отмечавших приход Великой Ночи. Однако, не стоит забывать, что во тьме легко потерять всё, что ты имеешь. Даже самого себя поэтому пускай всю эту ночь мерцает таинственный огонь свечей.
